Основы православной культуры

 В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве — сердце Руси и мировом центре Православия.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

 

Основы исламской культуры

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран — Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила.

Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.

Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.

Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

 

Основы буддийской культуры

 Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики»  — призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о  священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

 

Основы иудейской культуры

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

  

Основы светской этики

 Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства  человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

 Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.

 

Основы мировых религиозных культур

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру. 

Второй содержательный раздел модуля посвящён знакомству с основами истории религий в России, религиозно-культурными традициями народов нашей страны. Изучение тем этого раздела призвано способствовать формированию образа единого государства при многообразии и богатстве религиозных культур населяющих его народов.

Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

 

Вопросы и ответы

о преподавании комплексного учебного курса 

«Основы религиозных культур и светской этики»

(далее — курс ОРКСЭ)

 (на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка — 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

Можно ли заменить 3-й час физкультуры изучением модуля курса ОРКСЭ?

В настоящее время около 70% обучающихся подвержены гиподинамии. В целях повышения двигательной активности школьников, укрепления и сохранения здоровья обучающихся  с 2010 года во всех классах общеобразовательных учреждений введен третий час физической культуры.

Правильная организация образовательного процесса, распределение уроков в течение дня и учебной недели в соответствии с требованиями СанПин положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребёнка. Сокращение количества уроков физической культуры является нарушением действующего законодательства в сфере образования.

Какие учебники желательно использовать для изучения курса ОРКСЭ?

В учебном процессе образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время по разным модулям ОРКСЭ подготовлено уже много учебников, основные учебные комплекты представлены книгами ведущих российских учебных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями, всем необходимым. Именно система образования в целом, а не отдельная школа. Если сразу это сделать не удастся, это будет сделано позднее, но вся система образования в городе работает и будет работать над тем, чтобы была обеспечена возможность преподавания любого числа модулей по выбору родителей в каждой школе. Таким образом, это не вопрос только отдельной школы и тем более отдельного учителя в школе.

Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические, организационные вопросы, которые должна будет решать система образования. Родителей они не касаются, родители полностью свободны в своем выборе. 

Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

Имеют возможность вести модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку.

Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) в КРИПКиПРО.Однако и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса ОРКСЭ, в том числе с учётом тех предметов, которые они ведут, профильной подготовки по отдельным модулям курса ОРКСЭ («Основы православной культуры», «Основы светской этики» и др.). Такие профильные курсы повышения квалификации для учителей также реализуются.

В ближайшем будущем в вузах начнется систематическая подготовка учителей для преподавания религиозных культур, светской этики по программам профессионального педагогического образования (бакалавриат и др.). Решения о разработке и реализации таких программ предусмотрены в принятых государственных планах обеспечения введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.

Правда ли, что к преподаванию будут привлекаться православные священники, служители других религий?

Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации, подготовки. На этапе апробации курса ОРКСЭ в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут светские учителя. Имея в виду под словом «светские», что это не атеисты, неверующие люди, а гражданские, обычные школьные учителя, не являющиеся служителями религиозных культов.

С этим согласны и все религиозные организации (Русская Православная Церковь, исламские, буддистские, иудаистские), выступающие в этом проекте партнёрами государства, семьи и школы в обеспечении необходимого качества преподавания соответствующих религиозных культур, исключающего искажения, неточности в представлении религиозных традиций.

Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. Привлекать служителей культа (священники, раввины, муллы и др.), даже имеющих необходимое для работы в школе образование, непосредственно к преподаванию ОРКСЭ нет необходимости. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

Где можно посмотреть фрагменты «живых» уроков, а не просто статистику? Где можно посмотреть поурочный список обсуждаемых тем?

Материалы уроков есть в Интернете на сайтах, где представлены итоги апробации курса ОРКСЭ в регионах в 2009-2011 гг., в которых он преподавался. Например, на сайтах органов управления образованием Тверской области, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской областей, Красноярского и Камчатского краев и т.д. Ссылка на сайты, на которых представлены материалы от регионов, имеются на портале для оказания оперативной методической помощи методистам и учителям города Москвы: (http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056). На этом же ресурсе размещаются методические разработки московских учителей. Есть также специальные сайты, на которых размещены разработки уроков по модулям ОРКСЭ, например портал «Открытый класс»: (http://www.openclass.ru/) Сетевые образовательные сообщества. Оказание методической и консультативной помощи педагогам, реализующим курс «Основы религиозных культур и светской этики». Своими материалами готов делиться Клуб содружества учителей ОРКСЭ:  (http://www.proshkolu.ru/club/orkisa/). В сети Интернет также представлены разработки коллективов и отдельных авторов. Много методических материалов представлено на центральном федеральном портале по ОРКСЭ, раздел «Методический кабинет»: (http://www.orkce.org/).

Материалы по отдельным модулям представлены на сайтах религиозных организаций, конфессиональных образовательных учреждений. Например, материалы по урокам православной культуры на сайте Общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры на портале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons).

Список основных обсуждаемых тем представлен в Примерной программе комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики», а полный список основных тематических единиц модулей ОРКСЭ дан в Приказе Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (поиск документов в сети Интернет по названиям).

Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?

Никаких закупок учебной или дополнительной литературы по всем модулям курса ОРКСЭ для семьи, родителей не требуется. Все необходимые пособия будут поставлены за счёт бюджета города Москвы. 

Что такое практические занятия по курсу ОРКСЭ?

Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом — без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии.

ВКонтактке

Режим работы ГОЛ «Альбатрос»

1-я летняя смена 28.05.2024 – 26.06.2024 – 21 рабочий день;
2-я летняя смена 01.07.2024 – 29.07.2024 – 21 рабочий день.

Режим дня
городского оздоровительного лагеря «Альбатрос» с дневным пребыванием детей
на базе ГБОУ школы № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга

Элементы режима дняВремя проведения
Сбор детей, линейка9.00 – 9:10
Утренняя зарядка9:10 – 9:20
Завтрак9:30 – 10:00
Организация и проведение коллективных творческих дел, работа кружков, спортивный час, прогулки, оздоровительные процедуры

10:00 – 13:00

Обед13:00 – 14:00
Подготовка к тихому часу: личная гигиена, раздевание, укладывание – для воспитанников до 10 лет; организация свободного досуга – для воспитанников старше 10 лет14:00 – 14:30
Тихий час:
Дневной сон — для воспитанников до 10 лет;
организация свободного досуга – для воспитанников старше 10 лет

14:30 – 15:30

Полдник16:00 – 16:30
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций16:30 – 18:00
Уход домой18:00

Организацию питания осуществляет ООО «Технология вкуса»

Генеральный директор: Дедов Андрей Владимирович,

Телефон: +7 (495) 204-20-96, e-mail: info@vkus-tech.ru

Прием заявлений в ГОЛ «Альбатрос»

Прием заявлений от родителей (законных представителей), желающих воспользоваться данной мерой социальной поддержки, организован в государственных образовательных учреждениях, на базе которых организованы городские лагеря:

на 1 оздоровительную смену в период летних каникул — 08.04.2024-22.05.2024;

на 2 оздоровительную смену в период летних каникул — 08.04.2024-21.06.2024;


Способы подачи заявления в городской оздоровительный лагерь:

 1. Подать заявление онлайн можно через «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ)  https://gu.spb.ru/ с 09 часов 00 минут 

  • на 1 смену с 08.04.2024 по 22.05.2024.
  • на 2 смену с 08.04.2024 по 21.06.2024

2. Подать заявление можно при личном обращении в образовательное учреждение

  • 08.04.2024         с 9.00 до 12.00
  • 08.04.2024         с 15.00 до 18.00
  • 15.04.2024          с 16.00 до 18.00
  • 22.04.2024         с 16.00 до 18.00
  • 29.04.2024         с 16.00 до 18.00

Для получения бесплатной или льготной путевки в городской лагерь дневного пребывания при подаче заявления в школе предоставляются все необходимые документы, подтверждающие льготную категорию.

Для детей льготных категорий путевки предоставляются бесплатно.

Дети, не относящиеся к льготным категориям, имеют право на частичную компенсацию стоимости путевки как «дети работающих граждан». В этом случае из бюджета компенсируется 60% стоимости путевки, которая в 2024 году составляет 12 789,00руб.

Для детей работающих граждан на весенний период (5 дней смена) сумма 3045,00 руб. оплачивается из бюджета Санкт-Петербурга (сертификат не требуется), родительская плата – 1218,00 руб. вносится на лицевой счет школы по квитанции (выдают в школе после зачисления).

Для детей работающих граждан на летний период (21 дней смена) сумма 7 673,40руб. оплачивается из бюджета Санкт-Петербурга (сертификат не требуется), родительская плата – 5115,60 руб. вносится на лицевой счет школы по квитанции (выдают в школе после зачисления).

Решение о предоставлении путевок осуществляется в соответствии с квотой путевок, а также в соответствии с датой и временем подачи заявления.

Право на получение мер социальной поддержки в виде путевки предоставляется детям школьного возраста — гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.

Форма заявления утверждена Комитетом по образованию.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие льготную категорию.

  • Заявление в городской лагерь дневного пребывания детей
  • Договор об организации отдыха и оздоровления ребенка (бесплатные)
  • Договор об организации отдыха и оздоровления ребенка (с оплатой 40%)
  • Квитанция (выдается в школе)

Медицинский осмотр и медицинские документы

Медицинское обслуживание осуществляет ГБУЗ ДГП № 71

  • Врач: Малкова Людмила Фёдоровна, тел.246-39-16
  • Медсестра: Ясюк Елена Владимировна, тел.246-39-16

Медкомиссия 1 смена (3 корпус (ул. Фёдора Абрамова, дом 20, корп.2), медкабинет, вход с улицы)

  • 22 мая 2024 г. с 9:30 до 13:00 – 1,2,3,4,5 отряды
  • 23 мая 2024 г. с 9:30 до 13:00- 6,7,8,9 отряды

Медкомиссия 2 смена (3 корпус (ул. Фёдора Абрамова, дом 20, корп.2), медкабинет, вход с улицы)

  • 26 июня 2024 г. с 9:30 до 13:00

С собой принести документы:

Для детей школы 469:

  1. Ксерокопии документов:
    • свидетельство о рождении;
    • СНИЛС;
    • полис;
  2. Справка об отсутствии карантина в квартире, взятая за сутки;
  3. Туберкулинодиагностика (если не проходили в школе или не предоставляли в школу);
  4. Если нет прививки от кори, предоставить официальный отказ.

Для детей сторонних школ:

  1. Справка 079у(с указанием диагнозов и перенесенных детских инфекциях)
  2. Справка об отсутствии карантина в школе( за сутки)
  3. Анализы на энтеробиоз и кал на яйца глист.
  4. Справка 063(с указанием туб.диагностики не более года +корь)
  5. Если нет прививки от кори-официальный отказ!!!!!!!
  6. Ксерокопии документов:
    • -свидетельство о рождении
    • -СНИЛС
    • -полис
  7. Справка об отсутствии карантина в квартире, взятая за сутки

Медицинское обслуживание осуществляет ГБУЗ ДГП № 71

  • Врач: Малкова Людмила Фёдоровна, тел.246-39-16
  • Медсестра: Ясюк Елена Владимировна, тел.246-39-16

МЕДОСМОТР

С собой на медосмотр принести:

  1. справка 063 (прививки) необходимо указать все прививки в соответствии с национальным прививочным календарем (особенно: корь, дифтерия, полиомиелит), реакция Манту (не позднее сентября 2022 г.) или Диаскин-тест.
  2. справка о карантинах в школе (может быть указано в форме 0-79у)
  3. результаты анализов: соскоб на энтеробиоз, кал на яйца глист и простейшие
  4. для детей из других школ обязательна справка по форме 079/У, справка об отсутствии карантина в классе и школе
  5. сведения о хронических заболеваниях с рекомендациями для пребывания в лагере.
  6. в случае отказа от прививок, оформляется отказ через иммунологическую комиссию в поликлинике по месту жительства. В случае отказа от RM предоставляется другое обследование на туберкулез: T-spot, справка от фтизиатра.
  7. справка о наличии прививки от кори; либо справка о наличии антител к кори, если отказ от прививки от кори.
  8. справка об отсутствии инфекционных заболеваний по месту жительства берется у педиатра по месту жительства (на начало смены).
  9. сведения об аллергических заболеваниях предоставляются только справкой от аллерголога с указанием аллергенов.
  10. копия медицинского полиса
  11. копия свидетельства о рождении

Что взять с собой в лагерь?

Для пребывания в лагере ребенку необходимо иметь следующий набор вещей:

Для детей до 10 лет по режиму обязателен тихий час (для остальных – по желанию)

  • Простыня — 1 шт.;
  • Одеяло — 1 шт.;
  • Пододеяльник — 1 шт.;
  • Наволочка — 1 шт.;
  • Подушка — 1 шт.;
  • Полотенца – 2 шт.
  • Одежда для сна (пижама) по желанию
  • Резиновые тапочки

Пакет с вещами необходимо подписать: фамилия, имя полностью, отряд.

  • Кепка, панамка, косынка – для прогулки в жаркую погоду.
  • Комплект заколок, для девочек (распущенные волосы, длинной ниже плеча – ЗАПРЕЩЕНЫ!).
  • Сменная обувь.
  • Индивидуальная расческа.

Обратите внимание, что все вещи должны быть подписаны!

За потерянные вещи администрация лагеря и воспитатели ответственности не несут.

  • Заявление «кто может забирать ребёнка»
  • Заявление на отчисление
  • Заявление на отсутствие
  • Заявление на уход

Перечень документов, предоставляемых в школе для приема в лагерь

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ОПЛАТЫ ЧАСТИ ИЛИ ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ ПУТЕВКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Список изменяющих документов (в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)

NКатегория детей и молодежиДокументы
1.Дети, оставшиеся без попечения родителей

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта (не требуется в случае, если исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя (не требуется в случае, если исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

2.Дети-сироты
3.Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях по образовательной программе среднего общего образования, а также в государственных профессиональных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в случае их направления организованными группами в организации отдыха
  

— удостоверение опекуна, попечителя;

правовой акт органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства); договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в случае, нахождения ребенка в приемной семье;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— информация о нахождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Комитету по образованию, Комитету по социальной политике или администрациям районов Санкт-Петербурга (предоставляется руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления)

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
4.Дети-инвалиды, а также лица, сопровождающие детей-инвалидов, если такие дети по медицинским показаниям нуждаются в постоянном уходе и помощи

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

  

— документ, подтверждающий наличие инвалидности, выданный федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;

— заключение лечебно-профилактического учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь (форма N 079/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 834н, заполненная в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 N 327н);

— индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
5.Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— информация, предоставленная территориальными органами внутренних дел, подтверждающая, что ребенок стал жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, или информация, предоставленная территориальными органами МЧС России, подтверждающая, что ребенок пострадал от экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
6.Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— удостоверение вынужденного переселенца или удостоверение беженца, выданное органами Федеральной миграционной службы

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
7.Дети, состоящие на учете в органах внутренних дел

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— обзорная справка на ребенка, состоящего на учете в органах внутренних дел (предоставляется органами внутренних дел в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления)

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
8.Дети — жертвы насилия

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— информация о том, что в отношении ребенка совершено насилие (предоставляется органами внутренних дел, органами или учреждениями социальной защиты населения в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления)

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
9.Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— информация о нарушении жизнедеятельности (предоставляется органами или учреждениями социальной защиты населения в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления)

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
10.Дети из спортивных и(или) творческих коллективов в случае их направления организованными группами в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления

— Паспорт Представителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— паспорт родителя (законного представителя) или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, родителя (законного представителя);

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

  

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— удостоверение опекуна, попечителя; правовой акт органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства); договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в случае нахождения ребенка в приемной семье;

— документы, подтверждающие зачисление ребенка, не достигшего возраста 6 лет и 6 месяцев, в образовательную организацию для обучения по образовательной программе начального общего образования (для детей, не достигших указанного возраста, но зачисленных в образовательные организации для обучения по образовательным программам начального общего образования);

— доверенность от родителей (законных представителей) на получение Представителем сертификата на оплату части стоимости путевок для детей из спортивных и(или) творческих коллективов в случае их направления организованными группами в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления

(в ред. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2020 N 938-р)
11.Дети из малообеспеченных семей

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— справки о доходах всех членов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении оплаты части или полной стоимости путевки в организацию отдыха детей и молодежи и их оздоровления, или справка, выданная центром занятости; трудовая книжка

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
12.Дети из неполных семей

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

  — справка от судебного пристава о том, что родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении, оплате части или полной стоимости путевки в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления; решение суда (судебный приказ) о взыскании алиментов не исполняется; справка о том, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (справка формы N 0-25); свидетельство о смерти одного из родителей; определение (постановление) суда о признании лица безвестно отсутствующим (умершим); решение суда о лишении родительских прав (ограничении в родительских правах)
(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
13.Дети из многодетных семей

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— удостоверение «Многодетная семья Санкт-Петербурга», свидетельство многодетной семьи в Санкт-Петербурге или свидетельства о рождении детей

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
14.Дети работающих граждан

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

  

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— удостоверение опекуна, попечителя;

правовой акт органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства); договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в случае нахождения ребенка в приемной семье;

— документы, подтверждающие зачисление ребенка, не достигшего возраста 6 лет и 6 месяцев, в образовательную организацию для обучения по образовательной программе начального общего образования (для детей, не достигших указанного возраста, но зачисленных в образовательные организации для обучения по образовательным программам начального общего образования);

— справка с места работы заявителя (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи)

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
15.Дети, один из родителей (законных представителей) которых является добровольным пожарным, сведения о котором содержатся в реестре добровольных пожарных не менее 3 лет

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— выписка о внесении сведений в реестр добровольных пожарных, выданная территориальными органами МЧС России

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
16.Дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов)

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации,

выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— информация о нахождении обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, подведомственных Комитету по образованию (предоставляется руководителем специального учебно-воспитательного учреждения открытого и закрытого типов в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления)

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)
17.Дети, страдающие заболеванием целиакия

— Паспорт заявителя или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрации ребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресно-справочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

справка о наличии у ребенка, не являющегося инвалидом, заболевания целиакия (форма, утвержденная распоряжением Комитета по здравоохранению от 12.05.2014 N 173-р), выданная учреждением здравоохранения

(в ред. Распоряжений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р, от 29.04.2019 N 1268-р, от 08.04.2020 N 938-р)

Примечание:

  1. Документы, прилагаемые к заявлению, после копирования (сканирования) возвращаются заявителю, за исключением следующих документов:

справки о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи);

адресно-справочной информации с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи);

(в ред. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2020 N 938-р)

заключения лечебно-профилактического учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь (форма N 079/у, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 834н, заполненного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 N 327н);

справки от судебного пристава о том, что родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении, оплате части или полной стоимости путевки в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления;

обзорной справки на ребенка, состоящего на учете в органах внутренних дел (предоставляется органами внутренних дел в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления);

(в ред. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2020 N 938-р)

информации о нарушении жизнедеятельности (предоставляется органами или учреждениями социальной защиты населения в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления);

справки о доходах всех членов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении оплаты части или полной стоимости путевки в организацию отдыха детей и молодежи и их оздоровления, или справка, выданной центром занятости;

информации, предоставленной территориальными органами внутренних дел, подтверждающей, что ребенок стал жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, или информации, предоставленной территориальными органами МЧС России, подтверждающей, что ребенок пострадал от экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

информации о нахождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Комитету по образованию, Комитету по социальной политике или администрациям районов Санкт-Петербурга (предоставляется руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления);

информации о том, что в отношении ребенка совершено насилие (предоставляется органами внутренних дел, органами или учреждениями социальной защиты населения в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления);

информации о нахождении обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, подведомственных Комитету по образованию (предоставляется руководителем специального учебно-воспитательного учреждения открытого и закрытого типа в Комиссию по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления);

документов, подтверждающих зачисление ребенка, не достигшего возраста 6 лет и 6 месяцев, в образовательную организацию для обучения по образовательной программе начального общего образования (для детей, не достигших указанного возраста, но зачисленных в образовательные организации для обучения по образовательным программам начального общего образования);

доверенности от родителей (законных представителей) на получение Представителем сертификата на оплату части стоимости путевок для детей из спортивных и(или) творческих коллективов в случае их направления организованными группами в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления;

справки с места работы заявителя (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи).

(в ред. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2020 N 938-р)

  1. Комиссия по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления принимает заявление при отсутствии документов в случае, если соответствующие сведения имеются в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» и других информационных базах данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
  2. Лица без определенного места жительства, относящиеся к категориям детей и молодежи, указанным в настоящем Приложении, для предоставления оплаты части или полной стоимости путевки в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления вместо документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или месту пребывания, предъявляют справку о постановке на учет в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства».
  3. В представленных документах не допускаются неудостоверенные исправления, повреждения, нечитаемые части текста либо нечитаемые оттиски штампов и печатей, наличие которых не позволяет однозначно толковать их содержание.
  4. В случае непредставления заявителем документов, подтверждающих категорию «дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий», информация, подтверждающая, что ребенок стал жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, или информация, что ребенок пострадал от экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, запрашивается исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

(п. 5 введен Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2019 N 724-р)

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА N 1897-Р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОТ 23.01.2019 N 212-Р

  1. Внести в распоряжение Комитета по образованию от 23.01.2019 N 212-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2012 N 242» (далее — распоряжение) следующие изменения:
  • Приложение N 2 к распоряжению дополнить строкой 18 следующего содержания:

«

18.

Дети, один из родителей (законных представителей) которых участвует или участвовал в проведении специальной военной операции (в выполнении специальных задач) на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики

— паспорт заявителя или временное удостоверение личностигражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— свидетельство о рождении, паспорт ребенка или временноеудостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

— информация о страховом номере индивидуального лицевогосчета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, заявителя;

— отметка в паспорте ребенка, достигшего 14 лет, о регистрацииребенка по месту жительства в Санкт-Петербурге; справка о регистрации по месту жительства (форма N 9 действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3); адресносправочная информация с указанием актуальной информации о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в пределах Российской Федерации (действительна в течение 30 дней со дня ее выдачи); решение суда об установлении места жительства;

— документы (свидетельство о браке, свидетельство орасторжении брака и другие), подтверждающие изменение фамилии родителя (законного представителя) (в случае изменения фамилии);

— документ, подтверждающий участие в проведенииспециальной военной операции (в выполнении специальных задач) на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, выданный уполномоченным органом или организацией, осуществлявших направление на участие в специальной военной операции (в выполнении специальных задач).

«.

  • В приложении N 4 к распоряжению и в приложении N 6 к распоряжению:
    • Пункты 2.6, 3.3 исключить.
    • Абзац 4 пункта 13.1 изложить в следующей редакции:

«сведения, подтверждающие соответствие организации положениям, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  • Пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22. В случае принятия судом решения об административном приостановлении деятельности организации или в случае принятия должностным лицом, указанным в статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решения о временном запрете деятельности организации деятельность организации приостанавливается в Перечне.

Организация обязана уведомить Центр о принятии в отношении нее решения о приостановлении деятельности или о временном запрете деятельности путем направления копии решения заказной почтой, или на адрес электронной почты».

  • В приложении N 4 к распоряжению:
    • Приложение N 5 изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
  • В приложении N 5 к распоряжению:
    • Пункт 7.1 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае необходимости получения дополнительных сертификатов на группы дополнительная заявка к ранее поданному заявлению по форме согласно Приложению N 7 к настоящему Порядку».

  • Приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
  • Дополнить приложением N 7 согласно приложению N 3 к настоящему распоряжению.
  • В приложении N 6 к распоряжению:
    • Приложение N 5 изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему распоряжению.
  1. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Борщевского А.А.

Председатель Комитета                                              Н.Г.Путиловская

Другие городские лагеря в Выборгском районе

В период школьных каникул в Выборгском районе будут функционировать городские лагеря с дневным пребыванием детей.

весенняя смена 25.03.2024 – 29.03.2024 – 5 рабочих дней;

1-я летняя смена 28.05.2024 – 26.06.2024 – 21 рабочий день;

2-я летняя смена 01.07.2024 – 29.07.2024 – 21 рабочий день;

осенняя смена 28.10.2024 – 01.11.2024 – 5 рабочих дней.

Прием заявлений от родителей (законных представителей), желающих воспользоваться данной мерой социальной поддержки, организован в государственных образовательных учреждениях, на базе которых организованы городские лагеря:

смена в период весенних каникул — 01.03.2024-21.03.2024;

1 оздоровительная смена в период летних каникул -08.04.2024-22.05.2024;

2 оздоровительная смена в период летних каникул — 08.04.2024-21.06.2024.

Для получения бесплатной или льготной путевки в городской лагерь дневного пребывания при подаче заявления в школе предоставляются все необходимые документы, подтверждающие льготную категорию.

Для детей льготных категорий путевки предоставляются бесплатно.

Дети, не относящиеся к льготным категориям, имеют право на частичную компенсацию стоимости путевки как «дети работающих граждан». В этом случае из бюджета компенсируется 60% стоимости путевки, которая в 2024 году составляет 12 789,00руб.

Для детей работающих граждан на весенний период (5 дней смена) сумма 3045,00 руб. оплачивается из бюджета Санкт-Петербурга (сертификат не требуется), родительская плата – 1218,00 руб. вносится на лицевой счет школы по квитанции (выдают в школе после зачисления).

Для детей работающих граждан на летний период (21 дней смена) сумма 7 673,40руб. оплачивается из бюджета Санкт-Петербурга (сертификат не требуется), родительская плата – 5115,60 руб. вносится на лицевой счет школы по квитанции (выдают в школе после зачисления).

Решение о предоставлении путевок в организации отдыха осуществляется в соответствии с квотой путевок в организации отдыха, а также в соответствии с датой и временем подачи заявления.

Форма заявления утверждена Комитетом по образованию.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие льготную категорию.

Нормативные документы

Яндекс.Метрика